Внимание! diplom-mania.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Заказать курсовую работу

  8-800-523-11-72

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории

Можно ли избежать столкновение цивилизаций?

Причин интереса к этой проблеме несколько. Одна из них – развитие НТР в современном мире способствует быстрому формированию автоматизированного, информационного, технологического способа производства

Бактериологическое оружие. Туляремия.

Содержание. 1. Общая характеристика бактериологического оружия . . . . . . . . . . . . . . . . . .2 2. Туляремия: 2.1.Общая характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Острый гематогенный остеомиелит нижней трети правой малоберцовой кости

Вечером того же дня была вызвана машина скорой помощи, которая доставила пациентку приемное отделение ГДКБ №3. После проведенного осмотра и рентгенологического исследования был поставлен диагноз « Ост

Инвестиционная деятельность предприятия

Причины, обусловливающие необходимость инвестиций, могут быть различны, однако в целом их можно подразделить на три вида: обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов произво

Озеро Ик

Основными чертами его является суровая холодная зима, теплое непродолжительное лето, короткая весна и осень, резкие колебания температуры в течение года, месяца и даже суток. Среднемесячная температу

Государственное управление в социально-культурной сфере

Социально-культурное строительство – сложная и специфическая сфера государственного управления. Она включает несколько отраслей, каждая из которых имеет ряд особенностей. Вначале некоторые общие заме

Виды соучастников

Подстрекатель Подстрекатель – это лицо, склонившее другое лицо к совершению преступного деяния (статья 20.3 Уголовного Закона ЛР). Роль подстрекателя выражается таким образом, что у него возникает мыс

Открытие и освоение Дальнего Востока

Первый – выход русских людей в середине XVII столетия к Амуру и его первоначальное освоение, где решающим моментом явились знаменитые походы В.Д.Пояркова и Е.П.Хабарова. Второй этап – возвращение Рос

Скачать работу - История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории

Иногда такой обмен частушками превращается в настоящее соревнование. Один го лос утверждает: На столе стоит Каша манная, А любовь наша Обманная... Другой возражает: На столе стоит Каша гречная, А любовь наша Бесконечная! Нередко частушки образуют циклы («спевы»), непрестанно изменяющие свой состав, при этом частушки группируются вокруг за чинов («Я на бочке сижу», «С неба звездочка упала», «Ходит кошка по окошку», «Самолет летит», «Подружка моя!») или припевов («Золотистый-золотой», «Волга — матушкарека» или «Шарабан мой, шарабан», потес ненный со временем более актуальным «Еропланчик, ероплан»). 2.ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧАСТУШКИ Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты — скоморохи — ещё в 17-18 веках.

Другие убеждены: частушка, как осо бая песенная форма, появилась не раньше середины прошлого века.

Вторая точка зрения кажется более убедительной.

Прежде всего, литература, и древн яя в том числе, использует или хо тя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют или существовали на данный момент. В летописях встречаются имена былинных героев, пересказы ваются притчи, легенды.

Предание о смерти князя Олега изложено в «По вести временных лет» и легло в основу пуш кинской «Песни о вещем Олеге»; Пушкин же пересказал в стихах на родные сказки.

Широко использовал многие жанры фольклора Некрасов. Но никто из них не вспомнил час тушку. Она появляется только в про изведениях 20 века: в «Двенадцати» Бло ка, в стихах Маяковского, Есенина и их современников. В знаменитом четырёхтомном толковом словаре В. И. Даля слова «ча стушка» (в смысле «короткая песен ка») нет.

Впервые это слово употребил Глеб Успенский в очерке «Новые народные песни» (1889 г). В частушке совсем не отразилось такое важное событие, как отмена крепостного права в 1861 году. Зато встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х годов 19 века: русско-турецкая, русско-японская вой ны, первая русская революция 1905 года.

Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая мест ность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила ее и названием, то определяющим ее характер (пригудка, коротелька, коротушка, скакуха, трясогузка, цыганочка, Семеновна, погудка, припевка, собирушка, вертушка, топтушка), то прямо указывающим на место ее рожде ния: волжские матанечки, уральские тара торки, саратовские страдания, рязанские ихохошки, елецкая, сибирская подгорная, новгородское разливное. Одни из этих песенки поются, другие почти выкрикиваются под плясовую мелодию, одни звучат под гармонь или баян, другие под балалайку, третьи под рожок или бубен, иные вообще обходятся без музыкального сопровождения. 3.СТРУКТУРА ЧАСТУШКИ Традиция и новаторство по-особому сосу ществуют в частушке. С одной стороны, стро го определенный объем: как правило, четыре строки, в страданиях — две: Давай, Милка, страдать вместе, Я с гармонью, а ты в пес не! а иногда и все шесть (правда такая форма просуществовала недолго – последние две строчки просто отбрасывались): У меня миленков тридцать, Я не знаю, куда скрыться. Пойду с горя на реку – Все сидят на берегу. Я хотела в воду пасть – Закричали во всю пасть! наличие целого набора устоявшихся за чинов и припевов, устойчивость образов и оборотов, зарифмованность четных строк (иногда — парная рифмовка); с другой сторо ны, новизна: каждая талантливая частуш ка — с сюрпризом, с секретом. В одном слу чае опускается первая строчка зачина, звучит только гармонь. В другом, напротив, нежданно появляются «лишние» слова и строчки —• они проговариваются под музы кальную паузу, «сверх» мотива. В третьем, как неожиданный подарок, — дополнитель ные созвучия возникают то внутри строки (чаще первой: «Кабы шали не мешали»), то между строчками, вплоть до почти полного их звукового совпадения: Вышивала полотенце Уточкой и петушком.

Утирайся, мой хороший, Утречком и вечерком.

Будучи явлением фольклора, частушка использовала традиции как и устнопоэтиче ские, так и литературные. У лирической про тяжной песни частушка взяла некоторые приемы (например, параллелизм) и образысимволы (березка, туман и др.), у песни час той — веселый настрой и некоторые элемен ты стиха и поэтики (плясовой ритм, прямые обращения к присутствующим — к гармони сту, к подруге), у пословицы — афористичность, «разговорность», прямую связь с жи тейской практикой, а также неожиданную, нередко неточную рифму, подчас на десяти летия опережающую практику профессио нальных поэтов: белая — бегала, завлеку — за реку, праздник — дразнит, резиновы — разинули, спорили — скоро ли... У литерату ры частушка заимствовала строфику, пере крестную рифмовку, стремление к индивидуализации характеров и конкретности ситуаций.

Частушка знает пародию на самое себя — это нескладухи и перевертыши (иногда эти названия смешиваются). Нескладуха вместе со смыслом отбрасывает и рифму: Я с высокого забора Прямо в воду упаду. Ну, кому какое дело, Куда брызги полетят.

Отсутствие рифмы — это обманутое ожи дание слушателя, один из сюрпризов, на которые щедра воистину неистощимая час тушка.

Перевертыши, тоже нередко теряя рифму, строятся по принципу небылицы: там поется «про серебряны галоши, про резиновы часы», там пилой собираются копать карто фель и т. п.. В ряде мест традиции русской частушки взаимодействовали с опытом сочинения ко ротких и злободневных песен соседних народов. И сейчас в ходу частушки, в которых русские строки и выражения переплетаются, например, с башкирскими. 4.ЧАСТУШКА - ПЕСЕНКА МОЛОДЕЖИ Частушка стала широко распро страняться, когда в России начал раз виваться капитализм, складывались рыночные отношения.

Многое те перь зависело от самого человека, от его воли и способностей. Можно сравнить старую песню и частушку: в песне — покорность судьбе («Не ве лят Маше на улицу ходить, не велят Маше молодчика любить...»), в час тушке — желание поспорить. В новом Жанре отразились и ломка патри архальных отношений во всех сферах чело веческой жизни, и литературное влияние на устное народное творчество, и взаимодейст вие городской и сельской культур.

Частушку интересует всё: личные отношения и новости общественной жизни, события мирового мас штаба и местные новости.

Большинство час тушек — о любви, однако граница между ча стушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна.

Отношения влюбленных в частушке почти всегда окра шены цветом эпохи, времени, дня. Когда в 1908 г. вышел первый том «Истории русской литературы», посвященный «народной сло весности», едва ли не впервые в солидном ученом труде нашлось место новому жанру. Мысль о том, что в частушке содержатся «чисто современные образы», была подкрепл ена примером: Не хочу сидеть с лучиной — Дайте лампу с керосином. Не хочу сидеть одна — Дайте милого сюда. (Керосиновая лампа по тому времени была последним словом деревенской цивилизации.) Частушка — песенка молодёжи. Поэто му её основным содержанием являются отношения между молодыми людьми: любовь, разлука, встречи, измены, насмешки девушек над парнями, пар ней над девушками.

Любимых в час тушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехен юшка, статеечка, залётка.

Частушка не обходит вниманием и родителей, поминает при случае начальство: Думу (старую), царя, а в советское время — бригадира, председателя колхоза, вождей коммунистической партии. И над своей бедностью шутили, и богачам спуску не давали. 5. ЧАСТУШКА В ИСТОРИИ. В частушке отразилась вся россий ская история за последнее столетие, но по-своему, с точки зрения молодо го человека.

Революция, гражданская война... Красные и белые — те же рус ские люди — насмерть сражаются за свои идеи, за Советы или против Со ветов. А деревенская девушка, тоскую щая в одиночестве, думает о своём, о своей короткой молодости и любви: Красны-белы, сложьте ружья, Замиритеся войной, Отпустите наших миленьких Нераненых домой! В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое «Яблочко», по своему происхождению связанное с украинским фольклором.

Красные пели: Эх, яблочко, куда котишься, В Вечека попадешь – не воротишься. (Вечека – ВЧК.) Белые отвечали на тот же мотив: Пароход идет Мимо пристани, Будем рыбу кормить Коммунистами. Был и танец такой матросский «Яблочко». Говорится в частушке и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним новая жизнь нравится, другим – нет. Кто-то поет о Ленине с восторгом, кто-то над ним посмеивается. А потом попал в частушки и Сталин: Едет Сталин на корове, У коровы один рог. Ты куда, товарищ Сталин? «Раскулачивать народ». Когда окончательно выяснилось, что колхоз почти никогда не приводит к зажиточной жизни, то так и пели правду: Как лавровская деревня Начинает богатеть: Окна тряпкой затыкают, Чтоб вороне не влететь.

Частушка времён Великой Отечест венной войны рассказывает об ог ромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжёлом труде: Мой милёнок на войне Управляет ротою, А я тоже не гуляю, На быке работаю. И конечно, по всей стране звучали ча стушки о милом, который где-то далеко воюет: Неужели пуля-дура, Ягодиночку убьёт? Пуля влево, пуля вправо, Пуля, сделай поворот! 6.ЧАСТУШКИ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ Частушки создавались и в среде ин теллигенции . Интеллигентские час тушки , стишки , пародии , к сожале нию , никогда никем не собирались . Однако они существуют издавна и сопровождают всю российскую ис торию 20-ого столетия . А не собирали их потому , что это не безобидные песенки , а острая политическая са тира . Вскоре после революции была создана знаменитая ВЧК — Всерос сийская чрезвычайная комиссия ( бу дущий НКВД , а еще позднее — КГБ ). Эта комиссия наводила ужас на лю дей . Но они все - таки не молчали : Эх , раз , еще раз , Спела бы , да что - то, На Гороховую , 2, Ехать неохота . ( На Гороховой , 2, помешалась пет роградская ВЧК .) 17 января голодного 1920 г . Кор ней Иванович Чуковский записал в свой дневник частушку , которую сообщил ему девятилетний сын : Нету хлеба , нет муки , Не дают большевики . Нету хлеба , нету масла , Электричество погасло . Немало озорных , вызывающих час тушек , куплетов складывалось и в годы сталинского террора : «Идут года, Сменяются генсеки», - Сказал интеллигент На лесосеке. Или : Родился в селенье Гори Мне, тебе и всем на горе У сапожника Васо Трижды сукин сын Сосо. ( Васо и Сосо — грузинские умень шительные имена от Виссарион и Иосиф .) А еще: Ах огурчики мои, Помидорчики: Сталин Кирова пришил В коридорчике.

Президента Югославии Тито в последние годы жизни Сталина в СССР называли не иначе как «кро вавая собака» ( не желал Тито , хоть и был коммунистом , ползать перед Сталиным на брюхе !). Но вот умер Сталин , и отношения с Югослави ей начали налаживаться . Люди старшего поколения не могут не помнить : Дорогой товарищ Тито , Ты теперь наш друг и брат ! Как сказал нам сам Никита , Ты ни в чем не виноват . А когда началась перестройка , заго ворили о хозрасчете и ... ничего н е делали . Опустели магазины . Перестройка — мать родная , Хозрасчет — отец родной . Чем родители такие , Лучше буду сиротой ! Коммунистическое руководство провалилось , компартия была распу щена . И посыпались частушки о партии : Мимо нашего райкома Я без шуток не хожу : То им серп в окошко суну , То им молот покажу . Некоторые интеллигентские стишки и куплеты по своей форме близки к настоящей частушке ( «Мимо тещиного дома я без шуток не хожу ... » и «Мимо нашего райко ма ... » ), некоторые совсем далеки от нее . Но нет сомнения , что все это индивидуальные сочинения . В с е здесь : и ритм , и рифма , и словесная ткань — от литературы . Возможно , и авторы этих куплетов кому - то и из вестны . Однако в отличие от обыч ного литературного произведения текст все - таки стремится к ано нимности , распространяется устно подобно текстам анекдотов . В последние десятилетия городское безымянное творчество прони кает и в деревню . А вот деревенская по своему происхождению частушка, наоборот пришла в город. 6.»ПОДДЕЛЬНЫЕ» ЧАСТУШКИ В начале 20 века, и особенно в годы Советской власти, на сцене, в кино, в книгах и даже в учебниках нередко появлялись подделки под народные частушки, сочиненные на заказ поэтами или участниками различных хоров. Такие самодеятельные частушки не услышишь на улице, народ их не подхватывает.

Прежде бабам жизнь какая – Замужем век мучиться; А теперь мои три дочки В институтах учатся. «Замужем век мучиться» - как и первую строчку, просто не спеть.

Частушка песенка молодежная. А тут героиня - пожилая женщина (у нее три взрослые дочки!). Не частушка это – ни по форме, ни по содержанию. Зато автор похвалил советскую власть! Похвалил какой-то один человек. Но можно было сказать, что это, мол, мнение самого народа. Ведь такие стишки печатались без фамилии, в ряду настоящих частушек. 7.ЧАСТУШКА СЕЙЧАС В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеря ли для певцов своего смысла, как не потеряла смысла любовь и всё, что с ней связано. Но жизнь меняется — меняются, переделываются и частуш ки.

Раньше было: «Без лучины, без ог ня зажёг сердечко у меня», сегодня поют: «Без бензина, без огня...». В отличие от песни, частушка переделывается легко. Кто-то спел: Ох, ох, не дай Бог, В солдата влюбляться: Усы капки, как иголки, Лезет целоваться. А кто-то, глядя па приехавшего завод ского парня, тут же добавляет: Ох, ох, не дай Бог, С рабочими знаться: Руки в дёгте, сам в вару, Лезет целоваться.

оценка стоимости аренды земельного участка в Калуге
оценка аренды земельных участков в Твери
экспертиза квартиры в новостройке в Орле